единый телефонный номер справочной службы «одно окно» – 142

Адрес: 222310, г. Молодечно, ул. Виленская, 6.

Телефон приемной +375 (176) 77-16-63
                                     molrik@molodechno.gov.by

1.jpg

2.jpg

Со 2 января 2023 года вступили в силу изменения, внесенные
в законодательство об обращениях граждан и юридических лиц.


Изменения внесены в Закон Республики Беларусь 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон), Положение о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1786, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2005 г. № 285 «О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений» и другие нормативные акты.

Изменения, внесенные в Закон, в отношении порядка подачи и получения электронных обращений.

  • Статьей 1 Закона определено, что электронное обращение – обращение заявителя, поданное посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее – система учета и обработки обращений), предназначенной как для подачи
    в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получения ответов (уведомлений) на них,
    так и для обработки письменных и устных обращений.
  • Суть электронного обращения не может излагаться посредством ссылок на интернет-ресурсы (видеоматериалы, ссылки на страницы интернет-сайтов не являются обращениями или приложением к ним).
  • Порядок внесения государственными органами и иными государственными организациями информации в систему учета
    и обработки обращений и иные вопросы, связанные
    с ее функционированием, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О системе учета и обработки обращений» принято 30 декабря 2022 г. № 986.
  • Подача электронных обращений, производится через идентификацию:

 физическому лицу нужно воспользоваться учетной записью национальной почтовой электронной системы, полученной в отделении почтовой связи (https://www.belpost.by/services/MailNpas), или сертификатом открытого ключа, или ID-картой, или логином и паролем, сформированными в процессе регистрации в системе обращений( потребуется обязательное подтверждение факта регистрации по номеру мобильного телефона, алгоритм регистрации описывается на сайте системы обращения.бел);

процедура идентификации юридических лиц предусматривает использование только сертификата открытого ключа либо ID-карты, принадлежащей руководителю или лицу, уполномоченному подписывать обращения.

  • Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются также через систему обращений, либо по просьбе заявителя в письменно (в системе можно настроить дополнительные способы оповещения о результатах рассмотрения, например путем СМС
    или оповещения на электронную почту).

Изменения, внесенные в Закон,

в отношении представительства заявителей при реализации права на обращение (статья 4).

  • Письменные и электронные обращения от имени недееспособных граждан подаются их законными представителями. Устные обращения недееспособных граждан излагаются на личном приеме их законными представителями.

Изменения, внесенные в Закон, в отношении личного приема граждан и представителей юридических лиц (статья 6 З).

  • Расширился перечень оснований, по которым может быть отказано в записи на личный прием. Этот перечень дополнился возможностью отказать в личном приеме, когда заявителю уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы в устном или письменном виде, а также когда заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение.

Изменения, внесенные в Закон,

в отношении прав заявителей и обязанностей организаций, индивидуальных предпринимателей

  • Статьей 7 Закона определено, что заявитель имеет право:

знакомиться с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению их обращений (за исключением материалов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено), в том числе делать выписки из этих материалов, осуществлять их фотосъемку;

применять технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) с согласия должностного лица, проводящего личный прием.

  • Статьей 9 Закона предусмотрена дополнительная обязанность организаций, индивидуальных предпринимателей представлять в пятнадцатидневный срок документы (их копии) и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях, организациям, индивидуальным предпринимателям, запросившим такие документы (их копии) и (или) сведения (требования настоящего абзаца не распространяются на случаи представления документов (их копий) и (или) сведений на возмездной основе, а также на иные случаи, предусмотренные законодательными актами).

Изменения, внесенные в Закон,

в отношении порядка рассмотрения обращений.

  • Условие, указанное в статье 14 Закона: если ответ по существу вопроса, изложенного в обращении, не может быть дан без предоставления информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, заявителю направляется письменный ответ
    с сообщением о невозможности предоставления ему такой информации.
  • Установлено дополнительное условие не направления ответов на обращения в случаях, если они содержат просьбу заявителя не направлять ответ.
  • Статьёй 15 Закона определены случаи, когда обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу. В дополнение к ранее обозначенным обстоятельствам, при которых в 5-дневный срок обращение оставляется без рассмотрения по существу, указано, что аналогичным образом следует действовать, если они содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.
  • Закон дополнен статьей 25-1 «Рассмотрение обращений, носящих массовый характер», которая определяет, что на письменные и (или) электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей, носящие массовый характер (более десяти обращений), ответы по решению руководителя организации либо уполномоченного им лица могут размещаться на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям (ранее эта возможность имелась только для электронных обращений). После размещения на официальном сайте организации информации о рассмотрении обращений последующие письменные и (или) электронные обращения аналогичного содержания не подлежат рассмотрению и ответы (уведомления) на них заявителям не направляются.

Изменения законодательства в части использования книги замечаний и предложений.

  • Статьей 24 Закона «Рассмотрение замечаний и (или) предложений, внесенных в книгу замечаний и предложений» определено, что книга замечаний и предложений ведется в организации, у индивидуального предпринимателя, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги в сферах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, а также в обособленных подразделениях этих организаций, которые расположены вне места их нахождения, и в местах реализации ими товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2005 г. № 285 «О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений» и утвержденным им Положением
    (с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2022 г. № 877) установлен Перечень сфер реализации организациями, индивидуальными предпринимателями товаров, выполнения работ, оказания услуг, в которых ведется книга замечаний и предложений, который включает следующие сферы:
  1. Торговля:

торговые объекты (за исключением передвижных средств разносной торговли); торговые места.

  1. Общественное питание (объекты общественного питания
    (за исключением летних, сезонных кафе).
  2. Бытовое обслуживание (объекты бытового обслуживания
    и приемные пункты бытового обслуживания).
  3. Жилищно-коммунальное хозяйство:

организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, и другие организации жилищно-коммунального хозяйства; жилищно-строительные кооперативы; общежития.

  1. Здравоохранение, санаторно-курортное лечение, оздоровление:

организации здравоохранения, иные организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, а также обособленные подразделения (филиалы) указанных организаций; санаторно-курортные организации, дома отдыха, пансионаты; оздоровительные лагеря.

  1. Заготовка продукции растениеводства, животноводства, дикорастущей и прочей продукции (приемозаготовительные пункты).
  2. Перевозка грузов, пассажиров, багажа: железнодорожные, речные, автобусные вокзалы (автостанции), трамвайные и троллейбусные депо, аэропорты и расположенные в них кассовые залы, багажные отделения, камеры хранения ручной клади, комнаты отдыха транзитных пассажиров, комнаты матери и ребенка; городские билетные кассы, кассы по продаже авиабилетов, билетные кассы станций (вокзалов) и остановочных пунктов, подразделения по обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей, пассажирские поезда (с нумерованными местами); диспетчерские пункты городского пассажирского транспорта.
  3. Транспортная деятельность: оказание услуг по ремонту
    и техническому обслуживанию транспортных средств (за исключением транспортных средств железнодорожного транспорта); диагностические станции и пункты технического контроля по проведению государственного технического осмотра транспортных средств.
  4. Придорожный сервис (мотели и иные объекты придорожного сервиса).
  5. Банковская, финансовая деятельность, страхование: банки,
    их филиалы, структурные подразделения банков, их филиалов,
    за исключением обменных пунктов, а также удаленных рабочих мест; места предоставления микрозаймов (заключения договоров микрозайма); места осуществления лизинговой деятельности; места оказания страховых услуг.
  6. Связь: отделения и пункты почтовой связи; сервисные центры
    и пункты операторов электросвязи, поставщиков услуг электросвязи; дилерские пункты операторов сотовой подвижной электросвязи.
  7. Культура (кассы театрально-зрелищных организаций и культурно-просветительных учреждений, расположенные вне мест нахождения этих организаций и учреждений).
  8. Юстиция: нотариальные конторы, нотариальные бюро, юридические консультации и другие места оказания юридических услуг; риэлтерские организации.